Словесник 10-11 - словообразование
Понедельник, 20.02.2017, 18:40
Понедельник, 20.02.2017, 18:40
Словесник 10-11
Словесник 10-11 | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
фраза дня
Праздники дня
Посетители
Статистика




Статистика:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители:


друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Сайт Сеть творческих учителей Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей

Презентации
Презентации
Block title
Основные сведения о строении слов и разборе слов по составу.
Части слова (морфемы), в отличие от звуков и слогов способны передать определенный смысл. Одни морфемы несут лексическое значение, другие - грамматическое, третьи - частично лексическое, частично грамматическое.
Корень имеет только лексическое значение.
Приставки и суффиксы обычно передают частично лексическое, частично грамматическое значение.
Окончание, т. е изменяемая часть слова, а также формообразующий (словоизменительный) суффикс (например, суффикс -л- или суффикс сравнительной степени прилагательных и наречий -ее-) имеет только грамматическое значение. Поэтому окончания и формообразующие суффиксы не входят в основу слова. Одно и то же слово может иметь несколько форм с общей основой и разными окончаниями и/или формообразующими суффиксами. Например, у разных форм глагола везти: везти, везу, везла, везём, везли, вези одна и таже основа.
Окончания есть только у изменяемых слов.
У наречий, деепричастий, союзов, предлогов, частиц не может быть окончаний.
Слова, содержащие один и тот же корень, образуют группу родственных, или однокоренных, слов.
 
Основные сведения о словообразовании и словообразовательном разборе.  
Необходимо различать разбор слова по составу (морфемный анализ) и словообразовательный разбор!
Цель словообразовательного разбора - установить, каким способом образовано данное производное слово от более простого родственного ему слова современного русского языка.
У непроизводных слов, т.е не образованных ни от какого другого слова, существующего в данный период в языке, определить способ словообразования невозможно, даже если они содержат в своем составе, помимо корня, суффиксы или приставки. Такими непроизводными словами являются вода, бежать, обуться, высокий и т.п. - в современном языке нет более простых и по значению и по составу слов, от которых можно было бы произвести данные. Можно выяснить лишь историю этих слов, но это задача этимологического, а не словообразовательного разбора.
Способы словообразования, которые активно используются в русском языке:
Морфологические способы:
- приставочный (производное слово образуется от ближайшего к нему более простого с помощью приставки: нерасчётливый от расчётливый),
- суффиксальный, или суффиксный (производное слово образуется от ближайшего к нему более простого с помощью суффикса: расчитывать от рассчитать),
- приставочно-суффиксальный (производное слово образуется от ближайшего к нему более простого с помощью одновременного присоединения к основе приставки и суффикса: усложнить от сложный),
- бессуффиксный (производное слово образуется от ближайшего к нему более простого - в данном случае более простого по значению, а не по составу - без добавления каких-либо морфем, кроме нулевых: ход от ходить, расчет от рассчитать, даль от далекий),
- сложение основ (производное слово образуется от двух или более основ без добавления каких-либо морфем: водостойкий от вода и стойкий),
- сложение основ с прибавлением суффикса (производное слово образуется от двух или более основ с добавлением суффикса: судоходство от ходить и судно-суда с добавлением суффикса -ств-).
Неморфологические способы:
- слияние слов, или лексико-синтаксический способ (словосочетание "срастается" и становится одним словом: вечнозелёный, умалишённый),
- переход из одной части речи в другую, или морфолого-синтаксический способ (чаще всего прилагательные приобретают свойства существительных, причастия свойства прилагательных: проходная, ведущий, взволнованный),
- изменение значения слова, ведущее к появлению омонима, или лексико-семантический способ (разные значения многозначного слова утрачивают связь и воспринимаются уже как значения разных слов: свет как излучение и свет как окружающий мир)
 
Проверьте себя
 
1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
1) направо
2) отправили
3) поправишь
4) исправление
2. В каком из данных слов два суффикса?
1) утвержденный
2) утверждая
3) утвердившись
4) утверждение
3. В каком из данных слов есть приставка?
1) устный
2) догадка
3) огромный
4) уголок
4. В каком из данных слов есть окончание -ая?
1) стая
2) мечтая
3) набережная
4) у сарая
5. В каком из данных слов есть окончание -ий?
1) у предгорий
2) вороний
3) рабочий
4) рыбачий
6. В каком из данных слов есть суффикс -ик- с уменьшительно ласкательным значением?
1) зайчик
2) старик
3) футлярчик
4) кролик
7. В каком слове суффикс -ник- имеет не такое значение, как в других трех?
1) цветник
2) подснежник
3) виноградник
4) ельник
8. В каком из данных слов есть суффикс -ц-?
1) глянцевый
2) свинцовый
3) кольцо
4) бойцовский
9. В каком из данных слов есть приставка, корень, три суффикса и нет окончания?
1) последовательность
2) притаившись
3) увереннее
4) простительно
10. Какое из данных слов образовано приставочным способом?
1) рассмотрение
2) рассматривать
3) рассмотреть
4) смотреть
11. Какое из данных слов непроизводное (не образовано ни от какого слова, является самым простым по значению и составу среди родственных слов)?
1) плач
2) смотр
3) высь
4) лететь
12. Какое из данных слов образовано суффиксальным способом?
1) вознаграждение
2) говорить
3) разговаривать
4) сослуживец
13. Какое из данных слов образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) вычисление
2) вычислить
3) вылетать
4) вылететь
Поиск
Часы
...
Наш опрос
ВАШЕ ХОББИ...
Всего ответов: 731
проверка слова
Проверка слова
www.gramota.ru
...
Облако тегов
...
Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz