Понедельник, 21.08.2017, 18:57
Понедельник, 21.08.2017, 18:57
Словесник 10-11
Словесник 10-11 | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
фраза дня
Праздники дня
Посетители
Статистика




Статистика:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители:


друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Сайт Сеть творческих учителей Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей

Презентации
Презентации
Block title
Лекция №1. Периодизация лирики Пушкина. 
 
Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей того времени. Родители мало занимались воспитанием детей, приглашая гувернанток и гувернеров, которые растили юных дворян на французский манер.Вероятно поэтому для Пушкина-мальчика более яркими впечатлениями было общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым,которые преподали ему первые уроки русской речи и русской культуры.
Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского,Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения ("Воспоминания в Царском Селе"), политические мотивы, протест против крепостничества ("Лицинию"), вольнолюбивые и сатирические мотивы("Городок"),которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой.В раннем творчестве начитает звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завещание", "Элегия", "Желание), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя. В 16-летнем возрасте А. С. Пушкин написал стихотворение, которое назвал "Моя эпитафия":
Здесь Пушкин погребен: он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
Мысль о неминуемой кончине не раз приходит к юному Пушкину, но в его ранних стихах этот мотив не имеет трагедийного оттенка, он, вероятно, не более чем дань модному тогда романтизму. В стихотворении "Элегия"читаем:
Покину скоро я друзей,
И жизни горестной моей
Никто следов уже не встретит...
Смерть для лирического "я" -- лишь средство пробудить чувства скорби и раскаяния у той, которая была ему "в мире богом", смерть - лишь способ покончить с "мученьями любви", надеясь на то, что, может быть,об участи его "она вздохнет над урной гробовою".
В стихотворении"Желание" "горести несчастливой любви" заставляют лирического субъекта воскликнуть: Пускай умру, но пусть умру любя! В стихотворении "Мое завещание" 16-летний поэт опять же молит провиденье о смерти:
Хочу я завтра умереть
И в мир волшебный наслажденья,
На тихий берег вод забвенья,
Веселой тенью отлететь...
И здесь юный герой, страдающий от любви, молит о смерти, но в тексте нет драматизма, кончина не видится ему грустной. А 20 лет спустя 36-летний поэт,переживший много разочарований и бед, взывает не к смерти, а к жизни, но строки эти звучат значительно трагичнее: О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств . . . . . .всего.
1836 г.
Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы. Пушкин приобщается к либеральным ценностям, дружит с будущими декабристами.Рождается вольнолюбивая лирика: "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву". Используя старинные народные сказания, Пушкин создает новаторское произведение "Руслан и Людмила". Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина южного периода. Появляются и "южные"поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. Южный период заключает в себе две противоположные грани романтического мироощущения: с одной стороны, поэт восторженно воспевает ценности любви и свободы, с другой стороны, он начинает их скептически отрицать, иронически сомневаясь в осуществлении юношеских идеалов. В период Михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. Лирика поэта в Михайловском становится проще,содержит меньше картинных сравнений и ярких метафор. Но при этом она становится все более глубокой и гармоничной. Появляются такие шедевры, как "Сожженное письмо", "К***", "Вакхическая песня", "Зимний вечер", "Зимняя дорога", "Няне", "Пророк" и др. Михайловская лирика исполнена гуманизма и глубокого общечеловеческого содержания. Она отражает устремленность поэта к философскому осмыслению жизни. В этот период создается историческая трагедия "Борис Годунов", в которой отразились новаторские принципы "истинного романтизма",определившего историческую концепцию пушкинского творчества. В трагедии в исключительных исторических обстоятельствах действуют обыкновенные люди; ход истории не прерывается, она неуклонно идет вперед, и ее последующее развитие является результатом предыдущего; с изменением исторических обстоятельств не меняются черты персонажей. Это свойство "истинного романтизма" поэт впоследствии преодолеет, что ознаменует новый этап на его пути к реализму. В период после поражения декабристского восстания(1826--1830гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях "В Сибирь", "Арион", "Анчар". В эти годы поэт создает и непревзойденные лирические произведения: "Зимнее утро", "Я вас любил...", "Мадонна", "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." В этих стихотворениях выражены глубокие симпатии поэта к окружающему миру, природе,соединенные с чистой и светлой печалью нежного любовного чувства. Личные мотивы лирики наполняются философским содержанием. В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть. 30-е годы - вершина творчества Пушкина. Завершён "Евгений Онегин", лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.Вместе с тем уже со времени Болдинской осени в стихах все чаще сквозит подавленное душевное состояние ("Бесы"), но поэт находит в себе силы его преодолеть ("Элегия"). Лирика все чаще уступает место реалистической прозе,которой еще не было в русской литературе. Появляются "Повести Белкина",где читатель вовлекается в размышления о трудных ситуациях жизни, которую нужно серьезно изучать и анализировать. Новаторскими становятся и "Маленькие трагедии", где изображена цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей. Пушкин предлагает читателю пересмотреть нравственные обычаи, моральные нормы, дать им оценку. После Болдинской осени Пушкин создает повесть "Пиковая дама", работает над романами "Дубровский" и "Капитанская дочка". В петербургской повести "Медный всадник" он пытается осмыслить историческую роль Петра I,оценить поступательный ход истории, рассмотреть личные проблемы человека в социально-философском аспекте. В последние годы жизни Пушкин предпринимает отчаянные попытки вырваться из тесного светского круга, много думает о себе и своем времени. Появляется стихотворение "Вновь я посетил...", создается значительный по глубине мысли и нравственному содержанию каменноостровский лирический цикл. О своем поэтическом творчестве размышляет Пушкин в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", написанном незадолго до смерти. После гибели поэта оценки его творчества и вклада в русскую культуру неоднократно звучали в пушкиноведении. Одной из таких оценок явилась "Речь о Пушкине" Ф. М. Достоевского, произнесенная в 8 июня 1880 года связи с открытием памятника поэту в Москве. На протяжении нескольких десятилетий Пушкин жил в творческом сознании Достоевского. Его размышления о поэте выразились в статье"Пушкин" (1880). Первоначально это была речь, произнесенная на открытии памятника Пушкину. Впоследствии она была включена в "Дневник писателя", явившись последним литературно-критическим выступлением Достоевского. Главная мысль речи -- в абсолютном, непреходящем значении Пушкина для мировой культуры. Достоевский показал исключительность личности Пушкина,возвысив ее над обыденной жизнью, оценив его как гения поэзии, великого мыслителя, творческую личность.
Итог урока. Жизнь и основные этапы творческого пути Пушкина подтверждают непреходящее значение поэта для мировой культуры. Оно выражается в гуманизме его лирики и её национально-историческом и общечеловеческом содержании, слияние в ней гражданских,философских и личных мотивов. Достоевский подчеркнул в Пушкине силу духа, человеческое достоинство и независимость, показал его вклад в русскую культуру в контексте современной писателю жизни, что сделало образ Пушкина нравственным идеалом не только для эпохи Достоевского, но и для русского человека XX и XXI века.
Лекция № 2 Вольнолюбивая лирика Пушкина
Поиск
Часы
...
Наш опрос
ВАШЕ ХОББИ...
Всего ответов: 733
проверка слова
Проверка слова
www.gramota.ru
...
Облако тегов
...
Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz