Вторник, 16.04.2024, 19:54
Вторник, 16.04.2024, 19:54
Словесник 10-11
Словесник 10-11 | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
фраза дня
Праздники дня
Посетители
Статистика




Статистика:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители:


друзья сайта
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Сайт Сеть творческих учителей Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей

Презентации
Презентации
Block title
Главная » Статьи » Мои статьи

Современная литература
Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и прежде всего - молодёжи. Это не случайно: читатель ищет ответы на волнующие его вопросы в произведениях, современных ему, рождённых той самой духовной атмосферой, которой дышит сам.Безусловно, возможности максимального использования идущего от самого читателя запроса, его готовности к восприятию текущей, близкой по времени литературы в целях идейного, духовного, нравственного и эстетического воспитания личности наиболее полно может реализовать именно педагог - словесник. При этом нельзя не учитывать специфических трудностей, возникающих при восприятии современной литературы. Прежде всего - это трудности отбора. Читатель, особенно молодой, не имеющий высоко развитого вкуса, буквально теряется в потоке литературной продукции, отсюда - беспорядочность, бессистемность чтения. Для немалого числа читателей наличие или отсутствие в произведениях знакомых им из житейской практики событий, действий и характеров становится главным критерием художественной ценности. При этом внешние, поверхностные, сиюминутные впечатленияоказываются сильнее высоких художественных норм, выработанных тысячелетней истьориейлитературы и составляющих неотъемлемую часть культурно-художественного фонда личности. Поэтому, вне всякого сомнения, совершенно точно утверждение: к полноценному освоению современной литературы читателя надо готовить. И в первую очередь такую подготовку должен осуществлять учитель-словесник.

Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни. А главное – это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием «вечными вопросами». Тогда появляются первые трудные раздумья о жизни и смерти, о родном тёплом мире и холодной бесконечности Вселенной, тогда приходят мысли об истории, и её отношении к современности, о своём месте в «цепи времён», тогда начинают волновать тайны нравственных отношений, приходит первая влюблённость, просыпаются серьёзные чувства.

Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. Именно тогда в его незащищённую душу могут проникнуть едкие вирусы цинизма. И в это время мы не вправе оставлять подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы, учить переживать (да, переживать!) душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. Юноше, «переживающему житьё», приходит на помощь опыт мышления литературных героев, он незаметно проникается тем мироощущением, всегда нравственным и эстетическим, которое воплощено в художественном мире талантливого литературного произведения. Нравственные коллизии воссоздаются во всех лучших произведениях современной литературы, посвящённых самым разным темам. Это «возвращённая литература» А.Ахматовой, М.Цветаевой, М.Булгакова, А.Платонова, Е.Замятина, В.Набокова, и произведения Ч.Айтматова, В.Распутина, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Шукшина, А.Солженицына, Г.Владимова и др.

Учеников надо постепенно вводить в круг нравственных вопросов. Из опыта работы можно утверждать, что лучше начинать с произведений, в которых сами нравственные коллизии ближе к опыту и психологии ребят, и герой их – ровесник, и стиль открыт восприятию подростка, эмоционально заразителен. Логика цикла определяется также стремлением ввести учащихся от непосредственного эмоционального восприятия произведений, обсуждения их проблематики к осознанию места и роли нравственной темы в современном литературном процессе, её связи с развитием нашего общества.

Стремясь активизировать этические чувства учащихся на уроках , посвящённых современной литературе, и вести их по ступеням нравственного самосознания необходимо стараться избежать опасности превратить уроки литературы в уроки назидания, а художественные произведения – в некие «пособия» по морально-этическим вопросам. Вот почему при изучении произведений особое внимание следует обращать на содержательность художественной формы, на богатство смысловых оттенков, воплощённых в художественных образах. Книги, где ярко, впечатляюще представлено положительное начало (книги о подвигах, о человеке героического склада) вызывают зачастую у современной молодёжи только восторженное или просто безразличное отношение. Очень важно, чтобы ученики понимали, что героическое – это высшее проявление нравственных качеств человека, его любви к людям, к Родине. Так должна открываться перед школьниками эстетическая ценность высоких нравственных норм, к которым стремится гармонически развитая личность современности.
Категория: Мои статьи | Добавил: angel (23.10.2011)
Просмотров: 1020 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Часы
...
Наш опрос
ВАШЕ ХОББИ...
Всего ответов: 755
проверка слова
Проверка слова
www.gramota.ru
...
Облако тегов
Категории раздела
Мои статьи [10]
...
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz