Героико-патриотическое, активно-творческое начало, заложенные в национальных особенностях нашего народа и воплотившееся в былинах и древнерусских героических повестях, народных песнях и революционных сочинениях А. Радищева, в вольнолюбивой лирике молодого А.С. Пушкина и стихотворных протестах Н. Некрасова, прозе А. Герцена, нашло своё отражение в творчестве М. Горького, В. Маяковского, А. Фадеева, в поэмах А. Твардовского, произведениях М. Шолохова. Целые поколения воспитывались на этих книгах. Поэтому и вычеркнуть их из литературы нельзя, это искажение истории в угоду очередным идеологическим схемам. Но сводить литературу 20 века к революционным традициям тоже сейчас не представляется возможным.
Русская созерцательность, улублённость в познании Бога и самопознание, воплотившееся в поздней лирике А.С. Пушкина, нравственных исканиях Н. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого в ХХ веке как нельзя прочнее нашли продолжение и развитие в творчестве А. Блока и русских символистов, А. Ахматовой, в книгах М. Пришвина, М. Булгакова, в поэзии Б. Пастернака, И. Бродского, в прозе А. Солженицына, В. Распутина и других мастеров слова.
Философские раздумья о жизни и смерти, о бренности и трагичности бытия, составляющие сущность поэзии А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева нашли своё отражение в произведениях И. Бунина, С. Есенина, В. Набокова, М. Алданова.
Таким образом, литература ХХ века- это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что ещё недавно было известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).
Изучение литературы 20 века в школе и предполагает интеграцию всех этих направлений в единых образах, построенных на принятой ныне большинством учёных переодизаций: рубеж веков (1890-1917гг), 1920-е годы, 1930-е и середина 1950-х годов, 1950-1990 годы.
Урок литературы должен способствовать пониманию учащихся тех или иных художественно-философских концепций мира и человека.
Очень важную роль при этом играет умение педагога показать не только главные тенденции, характерные для художественной литературы 20 века, но и её место в историческом процессе. Это поможет учащимся глубже понять индивидуальность, неповторимость писателей.
Творчество всякого большого мастера даёт глубокие и разнообразные возможности для интеграции. При этом всё же границы разного рода толкований всё-таки определены содержанием произведения. Следовательно учитель-словесник обязан дать установку для учащегося, что основой для интерпретации остаётся авторский текст. При этом необходимо предварительно как можно полнее изучить творчество писателя в целом, историко-биографический контекст его работы и общие эстетические закономерности данной литературной эпохи.
В частности говоря о литературе рубежа веков, необходимо сделать акцент на характеристику сложного комплекса нескольких "реализмов"(Горький, Чехов, Куприн); показать внутреннюю нестабильность модернизма и его эволюцию от символизма к акмеизму, зарождение и развитие футуризма. Одновременно с этим следует чётко разграничить понятия литература рубежа веков и серебряного века.
Говоря о литературе 30-50 х гг., важно дать объективную картину противоречий литературной жизни этого периода: 30-е гг. были отмечены не только ужасом тоталитаризма, но и- вопреки этому ужасу- присущим мироощущению многих людей страны пафосом созидания.
Сегодня, в самом начале 21 века, можно уже отчётливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играли, играют и будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика россиян и - более того - оказывают и будут оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя нравственную силу России. Литература, как ни один другой предмет, - дело сугубо творческое, и, разумеется, каждый педагог - филолог, исходя из особенностей своих учеников, сам находит множество методологических решений для того, чтобы научить школьников понимать самые важные моменты человеческой жизн, формирующие личность в нравственном и духовном плане.